Здравствуйте, уважаемые читатели.
Народная мудрость гласит:
- Век живи - век учись – Live and learn – Man lernt nie aus – Lebe und lerne.
- Человек учится всю жизнь – Адам өмір бойы үйренеді – One learns all life long – Der Mensch lernt ein Leben lang.
- Кто не учится, тот отстаёт – Оқымаған - артта қалады – Those who don’t learn fall behind – Wer nicht lernt, bleibt zurück.
Эти слова могут служить эпиграфом к моей профессиональной жизни.
Меня зовут Татьяна Евгеньевна Карпенко, мне 75 лет. Я работаю в вузе, КазУМОиМЯ им. Абылай хана, преподаю ИКТ и цифровизацию профессиональной деятельности студентам лингвистического профиля. Кандидат филологических наук.
Мой жизненный путь – это путь постоянного познания, обучения и саморазвития. В школе я ещё не осознавала истинной ценности образования, но в студенческие годы я почувствовала глубокую потребность в новых знаниях. Это стремление не покидает меня и сейчас.
Когда я окончила Институт иностранных языков (1970 год) и отправилась работать учителем немецкого языка в сельскую школу, то с сожалением думала: Почему я не могу работать ближе к Алма-Ате, чтобы посещать читальный зал университета и заниматься наукой? Однако вскоре я нашла способ продолжить образование: каждую зиму на каникулах приезжала в институт, сдавая кандидатские экзамены. Позже поступила на двухгодичные Высшие педагогические курсы (аналог магистратуры того времени), затем в аспирантуру. Диссертацию защищала в Москве (1986 год).
После Высших педагогических курсов (1972–1974 гг.) я стала преподавателем вуза по немецкому языку. Однако общественно-политические и экономические перемены в стране вынудили меня переквалифицироваться на английский язык и получить диплом переводчика. Интерес к английскому рос: появлялись современные учебные материалы, коммуникативные пособия, программы повышения квалификации (например, Global Education). В это время немецкий язык утратил востребованность, а Казахстан объявил политику триязычия, включив английский в число государственных приоритетов.
Технические средства обучения всегда меня привлекали. В школе я использовала проигрыватель и пластинки для средних классов. Позже в вузе – магнитофон, затем компьютер, интернет, платформу Moodle. Однажды студентка сказала: «Вы так много делаете для нас, Татьяна Евгеньевна», имея в виду технологии.
Со временем я освоила компьютер – в 90-е годы, работая в транспортно-логистической компании с немецкими партнёрами, мне пришлось погрузиться в цифровые технологии. Сначала мы использовали операционную систему DOS, но с появлением Windows работа стала удобнее и динамичнее. Поначалу мне казалось, что печатная машинка надёжнее, но вскоре я оценила все преимущества компьютера. Теперь каждое утро начинается с работы за ним: готовлюсь к занятиям, пишу статьи и учебные пособия, участвую в образовательных вебинарах и МООКах, развиваю проект по компьютерной лингвистике в нашем вузе.
Обучение взрослых студентов, получающих второе высшее образование (2010-2021), привело меня к углублённому изучению компьютерных технологий, включая дистанционное обучение. Четыре года назад я перешла на кафедру ИКТ – и снова пришлось учиться и повышать свою квалификацию. Я дистанционно получила третье высшее образование, став преподавателем информатики.
Но на этом мой образовательный путь не закончился. Ощущая необходимость в научном и профессиональном росте, я вместе с коллегами поступила в магистратуру по ИКТ для продвижения внутривузовского проекта по компьютерной лингвистике+ИИ и сохранения конкурентоспособности.
Сегодня я воплощаю идею Life-Long Learning – обучения в течение всей жизни. Мой следующий вызов – освоить казахский язык, титульный язык Республики Казахстан. Учиться никогда не поздно!
Написала: Карпенко Т.Е.
25.03.2025 г.